суббота, 31 марта 2012 г.

Люди на дороге.

Этот пост я посвящаю автомобилистам -  людям которые на дороге знают, что они не одни, и что попутно с тобой или тебе на встречу едут такие же люди как и ты.

Эта история произошла со мной три недели назад, в канун 8 марта, но отпечаток в моей жизни оставит наверно навсегда…

Дорога предстояла дальняя, и вечером было принято решение выехать как можно раньше. Так, посмотрев на яркую луну, то и дело скрывающуюся за тяжелыми облаками, я закрыл ворота отчего дома и отправился в путь. Ночная трасса меня всегда привлекала больше, ведь на дороге ты один, и только изредка попадается встречная машина, водители которой иногда забывают выключить дальний свет. Моргнув ему, ты как бы приветствуешь его, и далее он так же приветственно переходит на ближний свет фар. И мы оба понимаем что ночь, и что устали оба, но вот таким приветствием друг друга отвлекаем от монотонной дороги.

Прошло два с половиной часа пути, и уже по идее должно светать, но как и бывает это в дальних путешествиях погода за двести триста километров существенно отличается от той, откуда ты выехал. Тут было так же… Тяжелые свинцовые тучи плотным одеялом закрыли весь небосвод, сильный ветер и необычайно крупный снег почти совсем свел видимость на нет. Падая на асфальт он прилипал, и вот уже на дороге образовался слой плотного снега. Не то чтобы гололеда, но приятного мало.

Ну и не в такие передряги попадали.. Переднеприводная машина в таких случаях немного стабильнее едет заднеприводных, хотя сейчас есть масса систем стабилизации движения, но сейчас не об этом.. Приняв это во внимание, а так же тот факт что у меня стоят  одни из лучших покрышек, я попробовал на пустой дороге оттормозится: машина не сразу, но уверенно вкапывалась в плотный снег и замедляла скорость – было принято решение снизить скорость и идти “внатяг”…  Трасса в общем то была не загруженной, но периодически встречались попутные фуры и наши отечественные авто: заднеприводная “классика” при переключении передач так опасно пыталась поймать колею на летней резине.. Всех я их обходил легко и непренужденно…

Вот уже на исходе третий час дороги… Снег не прекращается, температура падает, и как назло дорожные службы еще спят.. Они как всегда, выйдут чистить дороги уже после того как основной поток машин развезет своих владельцев на работу..

Впереди показался населенный пункт и я решив сбавить как то резко убрал ногу с педали газа.. Дальнейшие десять секунд моей жизни текли очень медленно.. Время остановилось..

Передние колеса выходят из колеи и машину плавно тянет на встречку. Взгляд резко падает на спидометр – 75 км/ч. Взгляд вперед – три машины одна за одной на встречке! Мозг начинает работать с немыслимой скоростью. Ситуации? Как быть? Первое действие не заставило  долго ждать – руль вправо и чуть газа! Вот уже машины видны.. Опознание в них десятки и двух классик меня совсем не обрадовало.. Машина встала в колею и тут же выскочила уже вправо, в сторону обочины.. Долго думал Антон!! Руль влево… Мысль о том что тормозить ни в коем случае нельзя постоянно крутилась у меня в голове.. Исхода от торможения могло быть два. Первый меня совсем не радовал – от торможения меня выкидывает на встречку, и тот паравозик из трех машин впрессовывает двигатель мне на колени.. Второй, более удачный, но все же не с хорошим исходом: от торможения моя машина начинает вилять, я её выравниваю и становлюсь в свою полосу, но водители встречных авто, видя эту ситуацию рефлекторно начинают оттормаживаться: десятка может и остановится, а вот одна из двух следующих за ней классик меня точно поравняет… Третьего исхода здесь не дано… От прокручивания этих сценариев легче не стало, и, прокручивая в голове фразу “только не тормозить” я еще раз посмотрел на дорогу.. Машины были все ближе, а от моего прошлого маневра моё авто опять перепрыгнув колею направлялось на встречку… Тормозить нельзя! Машины уже близко! Там же люди… В голове резко выстроилась цепочка приоритетов – вверху были жизни, здоровье и машины тех людей, внизу я поставил себя.. В конце концов это меня кидать начало мне и расхлебывать.. Шанса на еще один маневр влево-вправо я уже не видел.. Руль в сторону поля и газ!! Колеса начали вгрызаться в снег и доскребали до асфальта… Машина стала на ровный курс на обочину и когда уже я оценил что при торможении я уж точно не задену тех троих я ударил по тормозам… Металический хруст антиблокировочной системы в эти доли секунды немного успокаивал и как бы давал надежду что вот вот это закончится.. Машину немного начало кидать, и я, уже понимая, что ширины обочины мне не хватит кинул взгляд на тот откос который оказался выше чем я думал.. трасса шла выше на метр а может и более по отношению к полю… Машина уже идет по этому откосу и в голове одна мысль – только бы не перевернутся.. Понимая то, что мне нужно съехать с откоса на поле двумя колесами, я опять дал руль вправо и чуть добавил газа.. касание поля всеми четырьмя колесами успокоило.. первая здравая мысль – хорош пахать поле – обратно, хотя я проехал по нему только метра три… Опять газ и в сторону дороги… Инерции машины хватило чтоб только одним колесом добраться до обочины… почувствовав отсутствие сцепления с дорогой я нажал тормоз.. сцепление и выжал ручник…Первый вздох.. Я ловлю себя на мысли что и не помню дышал ли я эти секунды или нет? В голове что то непонятное.. Ощущение, как будто суперкомпьютеру резко отключили охлаждение процессора: еще секунду назад он делал тысячи операций в секунду, а сейчас от перегрева он не может справится ни с одной.. Первое что я сделал выключил передачу и уже потом отжал сцепление. Нога с педали тормоза снималась, будто свинцовая.. Ударов не было? Да вроде нет… Надо осмотреть авто… Открываю дверь в сугроб… и оказываюсь под тем безумным снегопадом.. Обойдя машину по кругу понял что все цело.. Легко отделался.. Достал крюк для буксировки. открыл крышечку для него в переднем бампере и закрутил.. Теперь бы меня кто вытащил..

Американские фильмы моего детства четко отпечатали в моей голове, что в экстренных случаях нужно звонить в службу спасения.. Я никогда не бывал в таких ситуациях, да еще и один.. 112 кажется у нас? ну да… Вот и гудок пошел.

Звания и фамилии я уже не помню. Что случилось? Где? Жертвы есть? Фамилия, Адрес прописки? мобильный телефон? Номер авто? - Секундочку, – опомнился я.. А Вам зачем? - Ну как, сейчас я Вам пришлю аварийного комиссара. –?!?!? А он что, толкать меня будет? – Он? Вас толкать? Нет, он оформит ДТП.  - Какое ДТП. Яж говорю, я вылетел с дороги, я цел, машина цела, больше никого нет.. Я просто вылетел и мне нужна помощь.. – А чем я Вам могу помочь? (Тут я окончательно отошел от того, что испытал минуты назад..) – Я попал в такое происшествие, нахожусь в удаленном от моего дома месте, звоню вам, как экстренной службе и Вы у меня спрашиваете чем Вы можете мне помочь? – Ну могу Вам дать номер частного эвакуатора, от от вас примерно в часе езды…  (В часе? этот оператор вообще на улицу выходил? Я так часа два ждать буду, а сколько это мне выйдет по деньгам?) – Спасибо до свидания!

Поняв что помощь нужно искать самому я еще раз залез в авто.. заглушил его и включил аварийку. плотно застегнулся и вылез обратно.. ноги промокли еще после моего первого выхода из авто, но об этом я меньше всего думал. Стал на обочину и начал высматривать большие машины.. Странно, а ведь три машины видя как я ушел в поле перед ними даже не остановились.. А ведь я их можно сказать спас ценой… да по сути ни какой ценой я и не заплатил, так, только вот в поле машина стоит. Хотя ведь могли остановится? О, фура… Яж ее обгонял.. – Что случилось? –Да занесло, решил в поле от встречки уйти.. – Молодец, цел сам? Машина? – Да все нормально! Меня бы вытянуть.. – А трос у тебя есть? … Трос.. За почти два года моего водительского стажа я не приобрел трос.. При прохождении техосмотра он был не нужен, а за все время я только два раза прикручивал крюк к машине. Первый – сотрудник попросил отогнать его девятку на СТО, и он тогда сам искал трос. А второй – я недооценив размокшую грунтовку застрял уже через 10 метров от асфальта.. Тогда меня деревенский ЛуАЗ дернул своим стальным тросом, который он даже не отцепляет от своего крюка, а так и наматывает на капоте..
Так вот, я стою на обочине, машина почти в поле, с крюком но без троса… Фура уехала, а за ней еще с десяток таких же.. Кто просто останавливался, думая что меня надо куда то подкинуть, кто и хотел бы помочь но не мог.. Очень много было зевак, которые ввиду недоразвитости своего мозга останавливались прям в единственной колее и подставляли свой задний бампер сзади идущим.. Насмотрелся я на многих.. Спустя минут сорок остановился ЗиЛок, за рулем солдатик.. Мы оба сразу смекнули, что эта встреча может оказаться взаимовыгодной для обоих, но у него тоже не было троса.. Пока я с ним стоял говорил, между мной и ЗиЛом остановился Lexus RX350.
–Что случилось, – услышал я  из открытого окна Lexus.  - Да вот вылетел, а заехать не могу, да и троса нет.. Окно закрылось и он уехал, а за ним и солдатик.. Снег все так же лепил, и то и дело падал мне на очки, оставляя капли на стекле.. Машины я уже мог различать не только по расстоянию между фарами, но и визуально определять, какая из них какая за метров 150.. И тут так тихо сзади подъезжает тот самый Lexus.
- Давай я тебя вытяну…
Признаться честно я не ожидал, и стоял в неком ступоре.. Я все никак не мог поверить, что за рулем таких авто ездят тоже люди.. Манера вождения большинства из водителей таких авто прочно закрепила в моем сознании факт того, что они не люди.. а какие то высшие существа, а все остальные – пресмыкающиеся.. А тут вышел человек.. И самое интересное с тросом..
- У меня троса не было, я его у спящего около заправки водителя взял… – этими словами он меня окончательно добил, но тут же быстро сгруппировал, ясно дав понять что надо меня вытаскивать. С моей стороны трос я защелкнул, с его поискали где (он даже не знал!) нашли и сели за руль. первая попытка поехать не  удалась, натянув трос вся электроника его машины отказалась дальше “вкапываться”. Он отключил все системы и мы попробовали еще раз.. Лопнул крюк с моей стороны, потом сего, потом порвался трос,- связали, еще раз порвался.. и еще.. Я остановил это потому как проехал я всего пол метра, а резины палим оба много.. Проблема заключалась в том, что у меня одно из передних колес было не нагружено, – оно практически уже стояло на обочине, а вся масса машины оказалась на оставшихся трех.. Я понял, что только тросом нам не выбраться.. Он посадил свою жену за руль, а сам в пальто пошел толкать.. Не получилось.. Я вышел и начал останавливать легковушки.. То ли потому что они тоже никогда не видели чтоб Lexus вытаскивал тросе другое авто, то ли из-за понимания того, что в такой ситуации может оказаться каждый останавливались.. Один… второй… Потом уже эти двое тормозили авто..  Так  вокруг моей машины скопилось человек десять, которые не столько вытолкнули, сколько своими усилиями равномерно распределили нагрузку на колеса и я выехал…

Следующий момент был вообще из какого то фильма.. Водитель КаМаза увидев везь этот “муравейник” подъезжая немного притормозил.. Он сделал то, от чего я так упорно твердил про себя “не тормозить” в своей ситуации.. Камаз начало разворачивать.. встречных не было, но за ним шли машины.. От этой ситуации водитель наверно еще сильнее начал давить на тормоз но его машина уже не слушалась. Остановился он перпендикулярно дороге а его бампер в аккурат оказался в 30 сантиметра от двери семерки, которая стояла на обочине… Еще бы чуть чуть, и люди, которые остановились мне помочь оказались бы в том же поле что и я… Полетело крепкое русское словцо..

Водитель Lexus’а уже не смог отвязать намертво затянутые остатки троса от своей машины, и просто обрезал их. Я со своей стороны открутил трос вместе с крюком. Понимая что в таком виде возвращать трос некрасиво, я достал деньги и отдал их водителю, попросив передать их владельцу троса..

Мы все сели по машинам и разъехались каждый в своем направлении. А я еще долго ехал и размышлял.. Ведь каждый все мы, когда меня вытягивали работал как единый организм – сплоченный и дружный. Никто не просил денег за эту работу, никто не предъявлял претензий что вымазался.. Все делали это без жажды наживы.. И когда цель был достигнута, организм распался.. Все.. Эти люди уже не так дружелюбны к тебе и кто то из них может подрезать тебя на дороге или еще что, хотя только что тебя вытаскивал.. Странный мы русский народ.. Наверно  у нас где то на генном уровне заложена программа: Не дать кому то высунуться выше остальных (жить лучше красивее и т.п.), но и при этом спасти в беде..
Неужели мы все должны жить серой массой?
Дорога стала заметно лучше, и появилось много машин.. Мыслить о высоком уже не получалось..

Вечером я вернулся на то место и сделал несколько фотографий моего съезда в поле.. Следы на снегу остались даже не смотря на то что целый день он шел не прекращаясь:

Жизнь преподносит много уроков, из каждого нужно делать выводы..


P.S. Имя того водителя я так и не узнал.. Схожу в храм, поставлю свечку и за него…

Комментариев нет:

Отправить комментарий